Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души15 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Мани и раннеманихейское христианство

    Этот доклад – краткий обзор книги голландского исследователя Роланда фон Виета (1960-2016) «Мани и раннеманихейское христианство». Книга была издана в 2016 году на английском языке и находится в библиотеке Антропософского общества в Москве. Доклад был прочитан 11.05.2024 в Антропософском обществе.

Манихейское течение христианства утверждает любовь и свободу. Это первая в истории попытка синтеза христианства, буддизма и зороастризма. Годы жизни Мани 216 - 276 или 277. Некоторые источники о Мани найдены в пустыне Египта. Одно из его писем начинается словами: «Мани, апостол Иисуса Христа». Манихейство возникло на территории Персии и распространилось вдоль шёлкового пути в Индию, Среднюю Азию, Китай, Тайвань. В уйгурском каганате это была государственная религия в 762-840 гг. Один из источников – Кодекс из Кёльна, продан в 1969 году в университет в Кёльне.

Родители Мани – Паттикос и Мериам. По некоторым данным мать была армянка. Он родился между Тигром и Ефратом, возле Вавилона. Китайские источники пишут, что его мать забеременела, когда съела плод граната. Гранат – символ духовного единства. Мани называл себя сыном вдовы. Рудольф Штейнер указывает на предыдущие воплощения Мани – юноша из Саиса в Египте и юноша из Наина, воскрешённый Иисусом Христом.

Родители Мани были в иудеохристианской секте эльхасаитов. Они практиковали обрезание, шабат, и молитвы в сторону Иерусалима. Мани как и Павел был призван стать апостолом самим Иисусом Христом, чтобы исполнилось христианство. С 12 лет он слышал голос ангела, которого называл Сизигос (Близнец в переводе). Со временем у Мани возник конфликт с сектой эльхасаитов и он обратился к своему ангелу: «Куда мне идти? Все религии и секты враги добра. Я странник в этом мире. Если в этой секте, где чтят чистоту, вегетарианство мне нет места, то где мне его искать? Ответ ангела был следующим: Ты послан не только для этой религии, но в каждое место, город, школу. Многие примут твои слова. Я буду с тобой помогать и защищать. Не волнуйся».

Первыми учениками Мани стали его отец и соседи Симеон и Абизахиас. Мани называл себя: «Апостол И.Х. по воле бога, рождённый из истины. Апостол света.». Вначале он отправился на север в Верхнюю Месопотамию, в Армению и Персию, потом в Индию. Мани признавал перевоплощение и не отрицал буддизм. На Востоке Мани почитали как Бодисаттву.

Манихейство распространилось на Восток – в Парфию, Согдиану, Туркестан, Самарканд, куда не проникало римское христианство. И достаточно быстро манихейство стало известно от Испании до Китая. Западная традиция названий дней недели по планетам стала известна в Китае благодаря манихейству. В Римской империи были изданы эдикты против манихеев в 297 г. Аврелий Диоклетиан и 527 г. Флавий Юстиниан. ЭТИ эдикты запрещали собрания манихеев, последователей ее казнили, уничтожали тексты. Отбирали имущество, признавали недействительными завещания. В Римской империи манихейство считали персидской религией, а персы – враги империи. Только в 20 веке стали находить фрагменты манихейских текстов в Египте, в районе Мертвого моря. До этого сведения о манихействе брали из текстов противников манихеев.

Мани написал 7 книг, полностью они не сохранились:

1. Живое Евангелие

2. Сокровище жизни. (Описание человека как микрокосма)

3. Прагматейа (Космологические и теогонические легенды)

4. Книга Мистерий

5. Книга гигантов (О великанах Огах)

6. Книга Эпистол, посланий

7.Псалмы и молитвы.

Книги были написаны на сирийском, арамейском языке.

До нас дошли цитаты из Евангелия и посланий. Во время 2 мировой войны многие тексты исчезли. Мани называл себя апостолом Света и считал апостолами Света, кроме 12 апостолов Иисуса Христа, Павла, Адама, Сета, Еноха, Еноса, Ноя, Сима, Гермеса, Лао цзы, Платона и Скитианоса.

В церкви последователи Мани делились на новообращённых и избранных, совершенных. 5 добродетелей совершенных – достоверность или правдивость, ненасилие, целомудрие, чистота (внимание к произносимым словам), бедность. Когда Мани пришёл в Индию к буддистам, он рассказал, что индивидуальность не теряется в нирване, она бессмертна во Христе.

В 25 лет Мани пришёл в Персию к шаху Шапуру I. По легендам, шах увидел за его плечами две далеко светящие лампы. Он разрешил ему проповедовать в Персии, считая, что соединение зороастризма с христианством поднимет зороастризм на более высокую ступень. А главный жрец зороастрийцев Картир презирал Мани. В 273 г. Шапур I умер, к власти пришёл его сын Ормузд I. Он правил 1 год. Его сменил брат Баграм I. Картир требовал от шаха осудить Мани, так как он учил против магов зороастрийцев. Баграм выбрал традицию и приказал Мани вернуться в город Хоросан из Ардашира. В городе Белапат или Гондишапур была шахская резиденция. Там состоялась встреча Баграма I и Мани. Шах сказал, что не разрешает Мани учить в своей империи. Тот отвечал, что не делал зла, а учил, лечил, избавлял людей от демонов. Баграм I спросил, откуда Мани выучил фразу: «Наши дела более выдающиеся, чем дела мира!» Тот ответил, что получил мудрость от Бога через ангела. Баграм I спросил: «Почему Бог не открыл себя шаху, у которого есть власть?» И приказал заковать Мани в цепи и бросить в темницу. 26 дней он провёл в тюрьме, его посещали ученики. 26 февраля 277 года его казнили. Ему отрубили голову, а тело прибили к воротам Гондишапура. Его похоронили в Ктесифоне. Место Мани занял ученик Сисинниос. Гонения на манихейство продолжались до Средних веков. В 1000 году оно как феникс восстало в Шампани. Появились катары и альбигойцы.

Перевод одного из манихейских гимнов, найденного в Египте у коптов. В Египте манихейство распространилось широко до того, как исламские завоевания в 7-ом веке многое уничтожили. Коптская книга псалмов.


ПСАЛОМ К ДУШЕ

О, душа, откуда ты приходишь?

Ты приходишь из высоты.

Ты странница в мире,

Друг на земле.

Твой дом в вышине,

Твоё одеяние – радость.

У тебя есть истинный отец,

Истинная мать,

У тебя есть братья.

Душа – ты воин.

Ты овечка, потерянная в пустыне.

Твой отец ищет тебя,

Твой пастух хочет спасти тебя.

Ты привита на лозу виноград,

Одна с пятью ветвями.

Ты служишь пищей богам,

Питанием ангелам,

Чтобы стать одеянием праведников,

Одеждой святым,

Ты станешь разумом для людей в память о верных.

О, душа, воспрянь

В этом доме, полном горя.

О, душа, не забудь себя!

Ибо все следуют за тобой.

Каждый ищет тебя,

Охотники смерти ловят птиц,

Обрезают им крылья,

И птицы не могут полететь в свои гнёзда.

О, душа, восстань, отправься к себе на родину.

Ты странница для своих родственников.

Иди в свой дом, полный радости. Ты – свет!

Из вечности в вечность хвала и слава Иисусу, Царю святых!

Победа в душе Блаженной Марии!


Манихеи называли Христа солнечно-лунным богом. В Ираке существует гностическое течение мандеизм, это последователи Иоанна-крестителя. Они называют Солнце – корабль живого огня, а луну - корабль живой воды. Копты называют Солнце - Корабль дня, а луну - Корабль ночи. На этих кораблях душа плывёт после смерти в Царство света, на родину.

Манихейство - христианство далёкого будущего – реинкарнации, свободы и любви. Противники считали манихейство дуалистичным, но сам Мани в одном из фрагментов пишет, что манихейство – монотеистично. Отец Величия окружён троицей – Свет, Истина и Власть или мощь. Есть 5 элементов света – чистая вода, свет, чистый ветер, воздух и чистый огонь и 5 элементов тьмы – туман, буря, тьма, удушающий дым и пожирающий огонь.

Легенда Мани о появлении зла. Сатаниил воспротивился отцу и создал хаос, был изгнан из царства света и стал князем тьмы, Сатаной. У него голова льва, тело дракона, крылья орла, четыре лапы рептилии и хвост рыбы. В манихействе действует принцип любви. Добро из любви жертвует себя, смешивая себя со злом, но не теряя своей субстанции. И власть зла таким образом может быть ославлена, злу предоставляется возможность метаморфозы в его намерениях.

Блаженный Августин обвинял манихеев в ереси докетизма. Как-будто они считали, что Христос не воплощался в физическом теле и не прошёл через смерть и воскресение. Но Кустайос, ученик Мани, который записывал его изречения, утверждал, что Христос пришёл во плоти как третий апостол Света. Манихеи понимали, что тело Христа до распятия и после воскресения изменилось.

Манихеи рассматривали праздник Крещения на Иордане как более значительный, чем Рождество. У них было знание, что в 30 лет Христос соединился с телом Иисуса из Назарета. В Средние века и сейчас в православной церкви и в Армянской празднуют Рождество Христово 6 января, а католики празднуют рождение Иисуса.

Эсхатология манихеев

После смерти душу встречают три Ангела – Истина, Правильные мысли, Сострадающее мышление. Они выносят объективное суждение о прошедшей жизни. Ангел истины подаёт душе правую руку и поднимает её в духовный мир. Ангел верного мышления надевает на голову корону света. Ангел сострадающего мышления дарует душе одеяние Христа. Ангел сопровождает душу в сферу Луны, далее душа поднимается в сферу Солнца. Там у души есть возможность войти в сферу Отца.

Эсхатология манихейства базируется в основном на апокалипсисе с добавлением гностических учений. Когда закончится цикл воплощений Бодисаттв - Апостолов Света, придёт Христос как Высший Судия. И демоны будут его почитать и получат от него миссию. Силы зла решат обратиться к добру и произойдёт трансмутация сил зла. Преображение сил зла будет подобно возвращению блудного сына.

Космология манихейства согласуется с космологией Е. Блаватской и Р. Штейнера.

1. Мир наивысшего региона небес.

2. Мир нижней сферы Солнца, макрокосмического Христа.

3. Сфера Луны.

4. Наш мир в концентрическом единстве с третьей ночью.

5. Новый мир высшей сферы Луны, Новый Иерусалим.

6. Новый мир сферы солнца, где Отец откроет свой образ.

7. Новый мир. Первый эон наивысшей сферы небе.

Выводы автора:

1. Отец или Господь Универсума стоит над дуальностью добра и зла.

2. Добро и зло неравноценны, добро стоит выше.

3. Зло определяется как добро не в то время и не в том месте. Сатана- падший ангел.

4. Нет дуализма духа и материи.

5. Мир и человек созданы Троицей – Отец, Сын и Святой дух.

6. Наш мир – смешение космического света и тьмы.

7. Христос – судья над добрыми и злыми.

8. Миссия зла – развить индивидуализацию и свободу и усилить добро для преодоления зла.

9. Добро приносит жертву, проникая во зло.

Мани считал, что Аура-Маздао персов это Христос до спуска на землю. Волхвы пришли из Персии в Вифлеем, где сбылось пророчество Заратустры. Также Мани различает Бога – Отца Нового завета и Элохима Яхве – Бога Иудеев Ветхого Завета. Бог Израиля и Бог всех людей.

Вопрос, который не прояснён до конца – манихейство возникло из иудео-христианской традиции или из зороастризма? После обнаружения Кёльнского кодекса можно утверждать, что манихейство христоцентрично. У иудеев и персов были похожие космологии. 5 книг Ветхого Завета были написаны иудеями в вавилонском плену. Персидский посвящённый Заратос или Назаратос жил при царе Кире в VI веке до н.э. Это одна из инкарнаций Заратустры, он возродил солнечную мудрость, был учителем Пифагора. Находясь в вавилонском плену, иудеи слышали пророчества Заратустры.

Надеюсь, что со временем эта книга Роланда фон Виета будет переведена на русский язык, и мы узнаем много нового о Мани и манихействе. Рудольф Штейнер говорил о Мани как о высочайшем посвящённом. «Последнее слово этого учения ещё не может быть высказано в наших кругах», - говорил Рудольф Штейнер.

Для интересующихся этим вопросом могу рекомендовать книгу Б. Ливехуда «О спасении души» и сайт Русской апокрифической студии, где собраны фрагменты манихейских текстов.



Дата публикации: 07.07.2024,   Прочитано: 129 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды