Пожертвовать, spenden, donate
Главное меню
Новости
О проекте
Обратная связь
Поддержка проекта
Наследие Р. Штейнера
О Рудольфе Штейнере
Содержание GA
Русский архив GA
Изданные книги
География лекций
Календарь души52 нед.
GA-Katalog
GA-Beiträge
Vortragsverzeichnis
GA-Unveröffentlicht
Материалы
Фотоархив
Видео
Аудио
Глоссарий
Биографии
Поиск
Книжное собрание
Авторы и книги
Тематический каталог
Поэзия
Астрология
Г.А. Бондарев
Антропос
Методософия
Философия cвободы
Священное писание
Die Methodologie...
Печати планет
Архив разделов
Terra anthroposophia
Талантам предела нет
Книжная лавка
Книгоиздательство
Алфавитный каталог
Инициативы
Календарь событий
Наш город
Форум
GA-онлайн
Каталог ссылок
Архивные разделы
в настоящее время
не наполняются
Книжное собрание

И.В. Рождественский

Борьба в духовном мире и ее отражение на Земле

В своей жизни человек постоянно делает выбор между добром и злом. Каждый взрослый может услышать свой внутренний голос или голос совести, который подсказывает, как поступить в том или ином случае. Религия помогает человеку научиться слышать этот голос совести. И христианство, и мусульманство, и буддизм не учат аморальности, а способствуют воспитанию определенных моральных качеств в человеке. И, все-таки, ложь, обман, насилие, убийства остаются частым явлением в наше время.

Борьба между добром и злом происходит в душе каждого человека. В эпоху души сознательной человек уже не может инстинктивно делать добро. Добрые дела требуют сознательного усилия со стороны каждого. А зло проникает в те области, где сознание спит. Алкоголь, наркотики, пропаганда и реклама усыпляют сознание и позволяют силам зла подойти к человеку, который совершает что-то злое, а потом приходит в себя и ничего не может вспомнить. Само выражение "прийти в себя" весьма симптоматично. Значит, до этого человек был "не в себе", в нем действовали какие-то силы. И эти силы вытесняли Я человека из его тела, погружали его в сонное состояние и делали его одержимым злом. Силы добра ждут от человека личного усилия и сотрудничества, они уважают в человеке свободу выбора. Невозможно стать "одержимым добром". Добро не может быть силой, которая угнетает и принуждает человека. Именно поэтому добро индивидуально и личностно, а зло, как правило, обезличено, добрый человек уважает себя и других людей, причем иногда заботится о других больше, чем о самом себе.

А злой поступает наоборот - всегда заботится о себе больше, чем о других, часто используя других в своих интересах. Добрый приносит пользу окружающим, а злой использует окружающих. Но даже в злых людях можно разбудить голос совести. Вор не станет гордо всем рассказывать о том, что он вор, скорее будет оправдываться, а убийца - о том, что он убийца. Все-таки, какое-то чувство стыда, сожаления о содеянном живет в душах таких людей. Иначе невозможно было бы раскаяние и обращение к добру у тех, кто долго шел по пути зла.

Склонность человека к добру или злу - результат грехопадения в Раю, о чем рассказывает Библия, Человек вкусил от древа познания и стал различать добро и зло. Маленький ребенок до определенного возраста не различает добро и зло, живет в "райском"состоянии. Первые запреты взрослых - "да" и "нет", "можно" и "нельзя" заставляют его делать выбор, очерчивают перед ним область морального и область аморального. Не случайно говорят о близости детей и ангелов. Дети ближе к духовному миру, чем взрослые. И духовный мир ближе к детям. До определенного возраста каждый ребенок переживает свою полную зависимость от отца и матери, он послушен их воле и слабо проявляет свою волю. Только постепенно, после 13-х лет у детей появляется "я хочу" и "я не хочу", "я буду" и "я не буду". Теперь перед каждым родителем встает трудная задача - научиться уважать своего ребенка, помочь ему становиться взрослым, для этого необходимо искать золотую середину. Нельзя заставлять ребенка быстро становиться взрослым: в 5 лет в школу, в 15-16 - в институт, в 18 - замуж. Нельзя постоянно опускать ребенка В ДЕТСТВО - спать с ним в кровати в 7, 8, 10, 15 лет, одевать его в 10, 12 лет, контролировать каждый его шаг В 15, 18, 20 лет.

В душе взрослеющего молодого человека возникает правомерный вопрос. Кто я, взрослый или ребенок? В какой области я уже, стал взрослым, а в какой области я еще остаюсь ребенком? И здесь мы подходим к вопросу о борьбе в духовном мире. Эта борьба в эпоху души сознательной отражается в сознании человека, в сфере его мышления. Определенные существа в духовном мире, люциферические, стремятся вернуть человечество в детское досознательное состояние. Это состояние слепой веры человека, который не рассуждает и готов подчиняться авторитету. Такой человек и во взрослом состоянии подобен маленькому ребенку, он почти не рассуждает, готов поверить любой красивой, сказке, подчиняется тому, кто сильнее и часто готов обидеть более слабого. Это жизнь на допонятийном уровне, когда почти не сформированы абстрактные понятия, и всё решается на уровне: хочу - не хочу, плохой - хороший, моё - чужое.

Другие существа, ариманические, стремятся сделать человека очень умным, только умным, но бессердечным. Это состояние развитой интеллектуальности, железной логики, холодного расчета. Другие люди воспринимаются как соперники и конкуренты, с которыми нужно вести постоянную борьбу. Такой человек верит в схему, формулу, статистику, абстрактную теорию, но испытывает кризис доверия по отношению к другому человеку. Жизнь мышления у него проходит в сфере абстрактных научных понятий и терминов, которые часто создают такой мощный щит, что он закрывает доступ к живому человеку.

Борьба, которая происходит в духовном мире между Христом и люциферическими и ариманическими существами, находит, свое отражение в мышлении каждого человека. Мыслящий человек оперирует понятиями и составляет суждения. Какого рода понятия будет он развивать и защищать? Вот главный вопрос для нашего времени. Какие ценности утверждает человек, ариманические, люциферические или христианские? Распространение абстрактных понятий ведет к тому, что конкретный человек легко превращается в абстракцию, Как писал В.В.Маяковский? "Единица - ноль, единица - вздор, один, даже самый важный, не поднимет простое пятивершковое бревно, тем более - дом пятиэтажный". То, что било поэтической декларацией, очень скоро стало страшной реальностью в СССР - уничтожение миллионов в лагерях, на стройках века, на войне. "Ариман становится писателем", - предупреждал Р. Штайнер в начале XX века. Сверхчеловек у Ницше - другая крайность.

С другой стороны, со стороны Люцифepa, можно увидеть возрастающий религиозный фанатизм. Слепая вера, которая лишает человека разума и посылает его на убийство или самоубийство во имя какой-то идеи. Ему просто говорят и внушают: "делай как я, подражай, учителю, слушай старших, они мудрее, не рассуждай". "Сон разума рождает чудовищ", - Люцифер усыпляет сознание человека, погружает его в красивый мир фантазии и сказки, в котором не действуют привычные понятия и логика. Мир грез и фантазий часто бывает прекрасен и соблазнителен, но он уводит человека от его задач на Земле.

Стоит внимательно понаблюдать над тем, как живут разные люди, какие ценности они утверждают своей жизнью. Простое деление на тех, кто верит в Бога и атеистов очень неточно описывает реальную жизнь. Порой человек даже сам себе не признается в том, что верит он не столько Богу, сколько священнику из своего прихода, или родителям, или определенному учителю. Кто-то сильнее всего верит деньгам, кто-то – друзьям, кто-то - личному опыту. Но на словах этот человек будет подчеркивать, что верит в Бога, хотя дела его будут свидетельствовать о другом. Объединение людей в группы, союзы, партии часто происходит вокруг какой-то главкой ценности, идеи, которую защищает эта группа. Существует корпоративная солидарность внутри профессии - у медиков, педагогов, банкиров, юристов и т.д. Человек часто склонен переносить профессиональные методы, понятия, суждения на всю окружающую его жизнь. Врач может смотреть на окружающих только как на пациентов, педагог - только как на учеников, продавец - только как на покупателей.

И почти не остается места и времени для того, чтобы просто человек мог встретиться с другим человеком и понять его. А если такая встреча и происходит, то как трудно бывает найти общий язык, договориться о значении понятий, правильно выразить свою мысль. Что происходит во время беседы? Каждый делится своим личным опытом, сообщает свои понятия, свою точку зрения и всё? Встретились, поговорили и разошлись, каждый остался при своем мнении. А в чем же был смысл встречи и беседы? Может ли что-то родиться в результате такой встречи двух-трех людей? Если каждый из нас самодостаточен, то ничего ценного для общества родиться не может. Мы будем сталкиваться, как бильярдные шары, и разбегаться в разные стороны. У нас не возникнут общезначимые ценности, которые помогут каждому преодолеть личнне амбиции, симпатии и антипатии. Большинство людей так и живет в симпатии к одним и антипатии к другим. Только в беседе, в словах я не могу встретиться по-настоящему с другим человеком. Понять и познать другого можно только в общем деле, в жизни, в действии, В деле проверяется мера ответственности каждого, порядочность, честность, внимательность к другому. Степень моей сознательности проверяется в общем деле.

Вообще, уровень сознательности той или иной группы людей всегда можно увидеть, если сравнить слова этих людей и их дела. Как слова отражаются в делах, влияют ли они на общее дело или живут изолированной жизнью? В наше время невозможно слепо верить тем или иным словам, судить нужно по делам человека. Человек в эпоху души сознательной обязан вносить сознание в свои дела, познавать истину и помогать воплощению ее на земле. В противном случае Люцифер погружает людей в область бессознательного, а Ариман - в область понятий, которые лишены творческой силы, мертвы. Люцифер пытается вернуть людей на доморальный уровень, чтобы они не делали выбор между добром и злом. Ариман пытается увести людей "по ту сторону добра и зла", создать сверхчеловека, который освободится от старых норм морали. "Если Бога нет, то всё позволено". Только обращение ко Христу дает человеку возможность найти верный путь к истине и сохранить в себе человеческое, чтобы не превратиться в зверя или в машину, в виртуальную реальность. Познание в духовном мире - обязанность для антропософа. Ведь плоды такого познания могут стать духовной пищей для тех, кто ищет ответы на вопросы нашего времени.

Апрель 2003 г.



Дата публикации: 23.07.2007,   Прочитано: 5359 раз
· Главная · О Рудольфе Штейнере · Содержание GA · Русский архив GA · Каталог авторов · Anthropos · Глоссарий ·

Рейтинг SunHome.ru Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Вопросы по содержанию сайта (Fragen, Anregungen)
Открытие страницы: 0.08 секунды