Главная
3. УЧЕНИЕ О МНОГОЧЛЕННОМ ЧЕЛОВЕКЕ
XI. ВНУТРЕННЯЯ ПРИРОДА ДУШЕВНОЙ ЖИЗНИ
3. Процессы душевной жизни
Совесть и мораль в связи с мыслью, чувством и волей
|
1858. "Мы только тогда получаем реальное понятие об ощущении, когда знаем, как волящее чувство или чувствующее воление возникает у ребенка еще на периферии тела благодаря тому, что эта периферия у ребенка по отношению к человеческому внутреннему спит и при этом видит сны. Так что, вы не только полностью бодрствуете в мыслящем познании, но вообще только во внутреннем своего тела бываете полностью бодрственными. На периферии тела, на поверхности тела вы постоянно спите. И далее: происходящее в окружении тела или, лучше сказать, на поверхности тела, подобным же образом происходит и в голове — и тем сильнее, чем дальше мы уходим во внутреннее человека, в мышечное, в кровяное. Там, внутри, опять-таки, человек спит и видит сны. Итак, он спит на поверхности и спит со сновидениями под поверхностью. Поэтому в нашем внутреннем то, что является более душевно-волящим чувством, чувствующей волей, жизнью наших желаний и т.д., остается в сновидческом состоянии. Так где же мы бодрствуем? В промежуточной зоне, когда бываем совершенно бодрственными. ... Что за органы расположены в этой промежуточной зоне? — Главным образом те органы, особенно в голове, которые мы называем нервами, нервным аппаратом. Этот нервный аппарат посылает свои ветви во внешнюю поверхностную зону и снова во внутреннее; здесь проходят нервы, а между ними находится такая средняя зона, как мозг, а именно спинной мозг на всем его протяжении (см.рис). Здесь, собственно, дана нам возможность быть действительно бодрственными. Где в наибольшей степени выработаны нервы, там в наибольшей степени мы бодрствуем". Но нервы постоянно умирают в человеке, они не имеют никакого непосредственного отношения к духу. Они как бы говорят человеку: ты можешь развиваться, поскольку мы тебе никак не препятствуем в этом. Психология считает нервы посредником ощущений, мышления, но они являются таковыми лишь в силу того, что не препятствуют этому. "Для духовно-душевного там, где проходят нервы, попросту оказывается пустое пространство. Потому-то духовно-душевное и может туда входить". Там может развиваться мыслящее сознание. "В окружении человека, там, где находится сфера органов чувств, происходят реальные процессы, постоянно вступающие в мировое свершение. Представьте себе, свет действует на человека через глаз. В глазу, т.е. в сфере органов чувств, происходит реальный процесс, происходит некий физически-химический процесс. Он продолжается во внутреннее человеческого тела и доходит затем до того внутреннего (темная штриховка), где, опять-таки, совершаются физически-химические процессы. Теперь представьте себе: вы стоите перед освещенной поверхностью, и лучи света от нее падают в ваш глаз. Там опять возникают физически-химические процессы, которые продолжаются в природу мышц и крови во внутреннем человека. В середине остается пустая зона. В этой пустой зоне, которая остается пустой в нервных органах, не развивается тех процессов, которые в глазах и во внутреннем являются самостоятельными процессами, но туда продолжается то, что находится вовне: природа света, природа самих красок и т.д. Итак, на поверхности нашего тела, где находятся органы чувств, происходят реальные процессы, которые зависят от глаза, от уха, от органа восприятия тепла и т.д. Подобные же процессы имеют место также во внутреннем человека. Но между ничего нет... там можем мы жить с тем, что находится вовне. Глаз изменяет вам свет и цвет. Но там, где у вас нервы, где у вас пустоты в отношении жизни, там свет и цвет не изменяются, там вы живете вместе со светом и цветом. Только в отношении сферы органов чувств вы отделены от внешнего мира, но внутри, как в некой чаше, вы живете вместе с внешними процессами. Здесь вы сами становитесь светом, становитесь звуком, здесь процессы расширяются, поскольку нервы, в отличие от крови и мышц, этому нисколько не мешают".293 (7)
Совесть и мораль в связи с мыслью, чувством и волей
1859. "Все движения совести возникают на переходе от движений души к интуиции. Совесть есть нечто пребывающее в этом переходе, если мы хотим найти ее место".115 (11)
<<<Предыдущая страница Следующая страница>>>
|